г. Москва, ул. Римского-Корсакова, д. 18
                                                                                                                                                                                                                 (985) 643-26-14                           
                                                                                                                                                                            (977) 848-80-01   
                                                                                                                                                            











Не зарегистрирован

Главная  /  Статьи  /  Гиперактивность

Гиперактивность

«Проблемы, проявляющиеся гиперактивным поведением»

Бобылова М.Ю. (врач-невролог)

Невнимательность

     Невнимательные дети на уроках отличаются от сверстников и по поведению, и по способности усваивать новый материал. Снижается успеваемость по всем предметам. К невнимательности у детей относится энурез и энкопрез - как неспособность выделить физиологические стимулы из общего фона раздражителей.

Проявления невнимательности:

· Непродолжительная концентрация внимания

· лучше занимается один или в маленькой группе

· Легко отвлекается

· не слушает

· не выполняет требований

· «крутится»

· Забывчивый

· «ему нужно повторить несколько раз», после этого он снова переспрашивает

· с трудом переключается на новые задания

· совершает много лишних движений

· Неорганизованный

· Теряет вещи

· Мечтает ("периоды пристального взора")

· энурез / Энкопрез

     Импульсивность - неспособность ребенка контролировать поведение. Характерны несчастные случаи и резкие смены настроения. Предрасполагает развитию деструктивных форм поведения и девиаций.

Проявления импульсивности:

· Неуклюжий, часто травмируется

· «перескакивает» с одного дела на другое

· Нетерпеливый

· «Взрывчатый»

· разрушительный

· требует постоянного внимания

  • не осознает последствий своего поведения или не предвидит их

     Гиперактивность - это спонтанная бурная двигательная активность. Гиперактивность может выражаться в речи ("болтливость" или "переливание из пустого в порожнее"). Ребенок говорит быстро и быстро же перескакивает с одного на другое, не заканчивая не мысль, поэтому слушать такого ребенка трудно и неинтересно. Важно не перепутать повышенную речевую активность при СГДВ с маниакальным состоянием при эндогенных психозах. Гиперактивность особенно выражена у спящего ребенка. Повышенная энергичность, связанная с внутренним беспокойством, может проявляться тиками.

Проявления гиперактивности:

· очень энергичный и беспокойный

· Не может сидеть, не двигаясь

· постоянно что-то делает руками

· создает посторонние звуки

· выкрикивает с места

· крутится или перемещается с места на место

· в анамнезе: колики в грудном возрасте, внутриутробно отмечалось частое шевеление плода

Таблица 2. Второстепенные симптомы СГДВ

Обучение

· выполняет задания не до конца

· работа в классе беспорядочная и непредсказуемая,

· дисграфия, улучшающаяся при замедлении темпа работы

· нарушение зрительного восприятия

· специфические признаки школьной дезадаптации (дислексия, дискалькулия)

· при тестировании по шкале Векслера: нарушение арифметики, счета, внимания

Сон

· мало спит

· Глубокий, но беспокойный сон

· во сне «мечется» и часто падает с кровати

· изменения нормального паттерна сна на ЭЭГ.

Речь

· говорит громко, много и быстро

· постоянно комментирует события

· не сдержан в словах

· болтает в классе

· думает быстрее, чем говорит

Социальное поведение

· Незрелость (инфантилизм)

· не соответствует социальным нормам

· лидер или «хулиган»

· не улавливает ситуации и не понимает намеков

· дразнит друзей

· Хочет дружить и не понимает, почему другие дети не любят его

· заводит друзей, но дружба недолга

· излишне груб

· из-за импульсивности производит впечатление более агрессивного, чем есть на самом деле

· вторичный негативизм,

· депрессия, тревога

· снижение самооценки

Таблица 2. Клиническая характеристика детей с дефицитом внимания и гиперактивностью (по Accardo PJ. 1998; с изм).

Семейный анамнез

генетические заболевания

неврологические расстройства (в том числе тики) и психические болезни

образовательный уровень семьи и трудности при обучении (родителей, братьев, сестер и других родственников)

характер отношений в семье (смерть, развод, неполная семья и др.)

Беременность и роды

уровень активности плода

интоксикация плода (алкоголь, наркотики)

недоношенность (низкая оценка по шкале Апгар не значима)

Перенесенные заболевания

атопический дерматит

менингит или энцефалит

тяжелая черепно-мозговая травма

отравление свинцомъ

гипо- или гипертиреоз

нейрохирургические вмешательства

парадоксальные реакции на медикаменты со стороны ЦНС

Поведение в раннем возрасте

“колики” или беспокойство

расстройства, связанные с приемом пищи

расстройства сна (начало, продолжительность, беспокойство, парасомнии)

Развитие

психо-моторных навыков

двигательное развитие и координация

речевое развитие

энурез

регресс навыков

Нейропо-веденческий профиль

Внимание

импульсивность

гиперактивность

эмоциональный статус: тоска, тревога, фрустрация

поведение: оппозиционное, девиантное, антисоциальное

аутистические черты-

эмоциональный фон

развитие речи (беседа с ребенком о его интересах)

память

графические навыки (например, рисунок человека)

проективный рисунок (например, рисунок моей семьи)

- школа:

почерк (плохой, но улучшается, когда ребенок пишет медленно)

теория математики лучше, чем математический счет

Домашние работы и контрольные работы

Стандартизированные тесты на школьную успеваемость

Затруднение перехода в новый коллектив (детский сад →школа, младшая школа→обучение у разных учителей)

Индивидуальное обучение (в школе или на дому)

социализация:

Активность в группе детей

Способность начинать дружбу и дружить долго

Хобби, спорт, другие занятия

Физикальный осмотр

общий осмотр (в том числе весо-ростовой показатель, т.к. нарушение роста могут свидетельствовать о синдромальном диагнозе)

неврологический осмотр (мягкая неврологическая симптоматика не имеет значения)

оценка стигматизации

     Наличие более 4 маркеров из таблицы 2 подтверждает (1) наличие расстройства высших психических функций, например, СГДВ, и (2) органических (неврологических) причин для нарушений обучения или поведения.

Классификация

СГДВ подразделяется на 3 подвида:

  • СГДВ-ДВ, преимущественно нарушено внимание: детям сложно учиться и присутствует тревожность (чаще встречается у девочек);
  • СГДВ-ГИ, преимущественно гиперактивность и импульсивность: сочетается разрушительным поведением (агрессия, социальное расстройство, оппозиционное поведение);
  • СГДВ-К, комбинированный тип: сочетается все перечисленное.

Диагностика

     Проводится психологическое тестирование.


     Кроме идентификации собственно СГДВ, следует 1) установить его специфические причины, если это возможно; 2) выявить коморбидные состояния.

Схема 2.


Дифференциальный диагноз СГДВ

  1. Умственная отсталость, депрессии и тревожные расстройства особенно часто у девочек с нарушением внимания без гиперактивности.
  2. аутизм, шизофрения

 В начало
 Специалисты
 Статьи 

                                                                                                                                                                 

 

Сертификаты и дипломы.
 
  

 
  
  

Благодарности.
 
 



Блог

В данном разделе записей нет, приносим извинения.


Яндекс.Метрика
 Телескопические подъемники и складская техника http://www.optskladmsk.ru/
Работает на Amiro CMS - Free