Левшество у детей
к.м.н. Бобылова М.Ю.

Левшество – левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Выделяют левшество моторное (рук, ног) и сенсорное (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Человеку присуще различное сочетание моторных и сенсорных асимметрии. Частота и сочетание асимметрий у здоровых людей различны.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический

словарь. — М., 2002. С. 132)

Генетическое левшество. Леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается вариантом нормального развития.

Компенсаторное левшество - связано с поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку правой рукой управляет левое полушарие, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п.

Вынужденное левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Псевдолеворукость. У детей с особенностями психического развития и несформировнностью межполушарного взаимодействия нет ведущего полушария, и возникает псевдолеворукость или равное использование обеих рук.

Скрытое левшество - основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, потому что они думают как левши, но пишут правой рукой.



Причины левшества.

В процессе развития у человека каждое полушарие мозга приобретает специализацию, что особенно ярко проявляется в предпочтении правой или левой руки, развитии речи.

Концепция доминантности полушарий утверждает, что левое полушарие отвечает за речь и логическое мышление, правое полушарие отвечает за невербальные коммуникации и эмоции.

Для левого полушария головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно, в виде слов и других условных знаков. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Левое полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии осуществляются языковые операции над текстом.

Правое полушарие сразу обрабатывает большие объемы информации в виде образов и других невербальных сигналов. Характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, основы зрительной памяти.

Статистически выявлено, что в Западной цивилизации преобладают индивиды с левополушарной специализацией, в Восточной цивилизации – с правополушарной.


Формирование левшества у детей.

Чаще всего леворукость является временным явлением, которое отражает задержку формирования у ребенка межполушарных связей. По мере созревания мозга в таких случаях происходит «волшебное превращение» левши в правшу.
Проблема школьного обучения левшей. Для левшей характерны низкий темп письма и феномен зеркальности.

Часто учитель, стремясь выработать у левшей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, качество письма ухудшается, возникают ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
Феномен зеркальных движений был впервые описан Вестфалем в 1874 году. К характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Частота зеркального письма у леворуких детей достигает 85%. Уменьшение и полное исчезновение зеркальности наблюдается обычно после 10 лет, что связано с созреванием мозолистого тела.

Зеркальное рисование характеризуется неправильным отображением: верх и низ, вертикально и горизонтально, право и лево. Причем ребенок не чувствует неправильности.
Левши и речь

Левши поздно начинают говорить (как правило, после 3 лет), но говорят сразу большими, правильными, взрослыми фразами. Не смотря на хорошо поставленную речь, дети-левши обладают плохим фонематическим слухом, с трудом анализируют отдельные единицы языка. То же самое можно сказать о чтении. Маленький левша в четыре года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.

Левшам трудно овладевать пространственными представлениями.

Не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Вы хотите научить ребенка-левшу плавать брассом и кролем (играть в мяч, теннис, танцевать)? Прекрасно! Мама «руководит» его руками, папа – ногами.

То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и обведите вместе с ним нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите потом ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе.

Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Гуляя по лесу с маленьким левшой, хорошо бы дать ему понюхать, потрогать, если можно – пожевать различные травы, цветы, грибы, кору деревьев. А уж потом объяснить, опираясь на возникшие у него чувственные впечатления, что общего и какая разница между этими растениями.Часто, руководствуясь своим видением мира, левши выстраивают мыслительные конструкции, которые сильно отличаются от общепринятых. Родители не должны умиляться этим фактом, а стараться исправить их. Ведь маленькие левши вырастут, и им будет трудно адаптироваться в мире взрослых правшей.


Загадочное пространство левшат.

У левшей не автоматизированы понятия «право» - «лево», поэтому они читают, пишут букву, цифру или слово в любом направлении. Если нужно рассмотреть и скопировать большой рисунок, к этим трудностям добавляется хаотичность и фрагментарность восприятия. Ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги, вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом достаточно свободного места.

Левша будет разворачивать так и эдак образец для копирования и собственный чистый лист, но поскольку не может охватить сложную фигуру целиком, в результате деформирует ее так, что сам в конце концов не понимает, что же у него получилось и как ему это удалось.Надо сказать, что у правшей психическая деятельность созревает ступенчато и весьма упорядочено. У левшей этот процесс искажен. Причем именно те звенья, которые у правшей формируются первыми, у левшей надолго запаздывают. И наоборот, есть определенные параметры психической деятельности, которые у правшей формируются поздно, а зачастую остаются даже недоразвитыми. У левшей они не только развиваются с опережением, но и могут стать базисом для формирования более сложных функций. И если ориентироваться на правила онтогенеза правшей, возникает впечатление, что у левши определенная функция происходит «ниоткуда», поскольку традиционный для нее базис практически отсутствует.


РЕКОМЕНДАЦИИ
Формирование пространственных представлений у ребенка-левши. Максимально использовать цвета, различные формы (вспомните старинный способ «сено–солома»).
Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом вы даете левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» – это «там, где красная тряпка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.
Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной тряпки»; буква «Я» или цифра «9» головкой повернута к «красной тряпке», а «К» или «6» от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной тряпке», а деление – от нее.
Но ведь есть еще и верх–низ. Следовательно, верх – это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ – ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде.
Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками.
Как правило, левши игноририруют (то есть, не замечают) часть внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точки зрения коррекционной работы это требует постоянной тренировки следующего рода: он вратарь, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворот, особенно часто в тот угол, который от него слева. То же – при игре в бадминтон, в теннис и т.п. Понятно, что в школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее.

Развитие соматогностических и тактильно-кинестетических функций
«Повтори позу». Вы задаете телу ребенка (его глаза закрыты) определенную позу и просите его запомнить ее. Потом «снимаете» эту позу и просите его воспроизвести то положение, которое было задано. Ясно, что в начале занятий эта конструкция должна быть более простой (поднятая рука). Затем вы постепенно усложняете ее (согнуться и поднять ногу; руки согнуты в локтях, мизинец и большой палец сложены «колечком», голова откинута назад, одна нога поднята и т.п.).
После освоения таких заданий «вслепую» можно предложить их выполнение по зрительному образцу. В качестве такового можете выступать вы, животные или танцоры, увиденные по телевизору. Усложнение здесь происходит за счет разворачивания отдельных телесных поз в единую двигательную мелодию.
«Куда я прикоснулась?» Дотроньтесь до тела ребенка (потом до нескольких точек на теле) и попросите его (глаза закрыты) показать, куда вы прикоснулись.
«Телесный алфавит». Придумайте вместе, как можно телом (только руками) изобразить различные фигуры, цифры, буквы.
«Боди-арт». Нарисуйте на спине (ладонях, кисти, ноге) ребенка простые фигуры, линии, орнаменты, буквы и цифры, которые он должен узнать и изобразить на бумаге или доске. Постепенно можно переходить к более сложным изображениям: лист, бабочка, слог, слово, числа и т.п.
Попросите ребенка закрыть глаза и ощупать одной рукой какой-нибудь предмет (кубик, шарик, ключ, звездочку и т.п.). Затем, не открывая глаз, найти этот предмет среди 5–7 других, аналогичных, – сначала той же рукой, а затем – другой (все вслепую).
То же самое можно проделать с квадратиками картона, на которые наклеены вата, наждак, бархат и т.п., при этом непременно надо выполнять все эти действия и справа налево, и слева направо. Потом полезно так же поиграть с объектами разной величины, веса, запаха и т.п.
Начиная обучать ребенка буквам и цифрам, дайте ему в руки пластилин или проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит 1, 10, 100; Е и 3, У и Ч. В этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше – меньше», «шире – уже» и т.п.


Made on
Tilda