Детский церебральный паралич (ДЦП) – это расстройство многих функций организма, сформировавшееся в результате недоразвития или повреждения головного мозга во время внутриутробного развития, в родах и/или сразу после рождения.
У деток с ДЦП страдает преимущественно двигательная сфера, им не подвластно собственное тело, оно их не слушается. Трудности в управлении движениями заключены в невозможности выполнения произвольных движений и удержания позы. Возникают они в результате неверных сигналов, посылаемых поврежденным мозгом.
Кроме нарушений движений у ребенка с ДЦП встречаются:
· Дефекты речи и слуха.
· Умственная отсталость.
· Нарушение мыслительных процессов (памяти, способности к концентрации, формулированию мыслей и др.) без умственной отсталости.
· Задержка речевого развития
· Судорожные (эпилептические) приступы, эпилепсия.
· Расстройства поведения.
· Косоглазие.
· Нарушение зрения.
· Нарушения чувствительности.
· Гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения в различных группах мышц).
· Расстройства вегетативной нервной системы: повышенная потливость, снижение или повышение артериального давления, расстройства сердечного ритма, эпизоды повышения температуры тела, и др..
Выраженность ДЦП может быть самой разной: от легкого прихрамывания до полной недееспособности. И, если в одном случае вырастет полноценный член социума, способный себя обеспечить и прокормить, создать семью и иметь здоровых детей, то в другом случае судьба повзрослевшего ребенка будет печальна – инвалид-колясочник, который даже сам себя не сможет обслужить.
Вредоносный фактор повреждает головной мозг ребенка и оставляет в нем изменения на всю жизнь. На это его разрушающее воздействие прекращается, детский церебральный паралич не прогрессирует, состояние ребенка не становится хуже. Но любая инфекция, интоксикации, повторная травма может затормозить восстановительный процесс, а то и отбросить развитие далеко назад, сведя на нет все с таким трудом достигнутые успехи.
Причины
К неполноценности головного мозга, повлекшей за собой развитие ДЦП, могут привести множество причин и неблагоприятных факторов. Самые распространенные:
· Патология беременности, сопровождающаяся недостаточным поступлением кислорода к плоду (хроническая внутриутробная гипоксия). Это угроза прерывания беременности, внутриутробные инфекции, отслойка плаценты, и др.
· Пороки развития мозга (отсутствие части мозга или неправильная анатомия мозга). Причинами пороков мозга могут быть различные генетические заболевания и вредные воздействия на женщину во время беременности.
· Недоношенность.
· Патология в родах, приводящая к гибели части клеток мозга. Это стремительные или затяжные роды, причиной которых могут быть не только особенности рожающей женщины, но и врачебные ошибки: излишняя стимуляция или, наоборот, торможение родовой деятельности медикаментами. Осложнения вызывают также наложение щипцов во время родов, выдавливание плода, и др..
· Гемолитическая болезнь новорожденного.
· Проведение прививок на неблагополучном фоне, когда у ребенка есть неврологические отклонения.
· Фактором риска является рождение близнецов.
Конечно, совсем не обязательно у каждого новорожденного из этих групп риска разовьется ДЦП. Исход всех вышеперечисленных состояний может быть вполне благоприятным, ребенок будет абсолютно здоров. Но с малышом, имеющим подобные проблемы нужно быть очень внимательным. Особенно должно насторожить родителей, если:
· Ребенок отстает в развитии (физическом, двигательном, психическом): плохо прибавляет в весе и росте, в положенные по возрасту сроки не переворачивается, не сидит, не ходит, не умеет дать «ладушки» или держать игрушки, и т д.. Это основное, на что родители должны обратить внимание.
· В первом полугодии невролог отмечает нарушения мышечного тонуса у ребенка: повышение или снижение.
· Ребенок стоит на цыпочках, когда встает или ходит.
· Ребенок страдает расстройствами аппетита: повышен или снижен.
· Плохо развита речь.
· Другие специфические изменения со стороны нервной системы ребенка, о которых вам сообщит врач-невролог.
Клинические проявления ДЦП.
В любом возрасте ДЦП сопровождается двигательными нарушениями, что проявляется 1) изменениями тонуса мышц, 2) снижением двигательной активности, 3) задержкой темпов двигательного развития, 4) наличием синкинезий.
Нарушения мышечного тонуса имеет два варианта: спастичность и гипотония.
Спастичность (или ригидность, спастика) – неравномерное повышение тонуса в мышцах. Сколько вы не уговаривайте ребенка расслабиться, он не сможет выполнить вашей просьбы, так как его поврежденный мозг беспрерывно отдает приказы мышцам напрягаться. Спастичны не все мышцы, только какие-то группы. Например, могут страдать рука и нога на одной стороне тела, или обе ноги (руки), или все четыре конечности. При спастике в руках, они согнуты в локтях и развернуты ладонями вниз. Если тонус повышен в ногах, то при попытке поставить ребенка его ноги перекрещиваются, и больной встает на носочки. В положении сидя спина имеет форму дуги. Чем серьезнее поражен мозг, тем сильнее выражена спастика, тем больше групп мышц вовлечено в патологический процесс и тем тяжелее состояние больного.
При длительном течении заболевания из-за того, что конечность все время находится в одном и том же вынужденном положении, развивается тугоподвижность суставов и со временем движение в них становится ограниченным (контрактуры), причем иногда до такой степени, что приходится делать операцию.
Гипотония – низкий мышечный тонус. Мышцы слабые и не способны выполнять необходимые движения. Дети не могут поддерживать позу, нормально ходить или сидеть, у них нарушено равновесие, «разболтаны» суставы.
Синкинезии. В движение включаются мышцы, которые в норме в нем участвовать не должны. Например, у ребенка возникает желание взять игрушку; и вместо сокращения мелких мышц кисти, ребенок протягивает к игрушке все четыре конечности и открывает рот. В напряжение может приходить мышца, совершающая движение противоположное тому, которое хочет выполнить больной. Происходит активное сопротивление произвольному движению. Например, ребенок хочет согнуть стопу, при этом напрягается икроножная мышца, которая стопу, наоборот, разгибает. Таким образом, при достаточной порой силе в мышце произвольное движение не получается именно из-за того, что приходится преодолевать сопротивление напряжению противоположной мышцы.
Течение ДЦП.
Ранняя стадия ДЦП длится до 4-5 мес. Она характеризуется тяжелым состоянием ребенка, сопровождающимся судорогами, повышением внутричерепного давления, грубыми изменениями тонуса мышц, появлением патологических рефлексов, задержкой формирования навыков и другими нарушениями.
На 1-м месяце ребенок малоэмоционален, снижена двигательная активность, преобладают вегетативные расстройства: неустойчивость температуры тела, изменение цвета кожных покровов (бледность и др.), плохая прибавка массы тела, срыгивания, рвота. В некоторых случаях острый период затягивается до 2—3 месяцев. Тяжелые формы ДЦП могут быть диагностированы уже на 1—2-м месяце жизни. На них приходится не более 10—12 % всех случаев.
В период формирования ДЦП дети малоактивны, у них бедная мимика лица, а реакция на внешние раздражители (зрительные, слуховые) снижена. Ориентировочно-познавательные реакции, которые необходимы для развития психики малыша, не формируются. Дети отстают в физическом развитии, у них часто бывают рахит, анемия, расстройства пищеварения. Не редкость - различные судорожные состояния.
Следующая, начальная стадия протекает с 5—6 мес. до 3 лет. В этот период формируются стойкие двигательные нарушения, связанные с патологическим мышечным тонусом.
К 5—6-му месяцу общее тяжелое состояние ребенка улучшается. Мы наблюдаем умеренный прогресс в психическом развитии. Малыш следит за игрушкой, пытается к ней тянуться, гулит. Более подвижными становятся ножки, и, в то же время, появляются патологические движения, которых в норме быть не должно.
В большинстве случаев классическая картина ДЦП формируется к году, она характеризуется следующими признаками:
· резкое изменение тонуса мышц;
· наличие патологических поз и установок;
· невозможность совершать целенаправленные действия;
· отставание в психическом и речевом развитии;
· псевдобульбарный синдром (нарушение речи, затруднение глотания, потеря звучности голоса);
· различные пароксизмальные стояния (приступы): судороги, повышения температуры тела, нарушения дыхания, и др..
О поздней стадии можно говорить после 3 лет, когда окончательно сформированы патологические движения, контрактуры (вынужденное ограничение движения в суставе) и деформации скелета.
Формы детского церебрального паралича.
1. Спастическая диплегия. Парез (ослабление произвольной активности) всех конечностей, но более выраженный в ногах. Если малыша попытаться поставить, то его ноги будут разогнуты и перекрещены, это называется симптом «ножниц» или поза балерины. Или второй вариант – ноги согнуты во всех суставах — тазобедренных, коленных, голеностопных (поза тройного сгибания). При опоре нагрузка приходится чаще на передненаружные отделы стоп (вальгусные или плоско-вальгусные стопы) или на внутренние отделы стоп (варусные стопы). У детишек со спастической диплегией задерживается процесс выпрямления и удержания равновесия в вертикальном положении (сидя, стоя, при передвижении), нарушена координация. Психическое развитие их чаще в пределах индивидуальной возрастной нормы. Характерны различные варианты расстройства речи.
2. Спастическая гемиплегия. Парез конечностей с одной стороны. Он может быть правосторонним (поражены правая рука и правая нога) и левосторонним (поражены левые рука и нога). Психическое и речевое развитие малыша обычно соответствует норме. Двигательное развитие до поры до времени тоже. «Отставание» при движении пораженных конечностей становится заметно при ползании и особенно после года, при ходьбе, когда родители отмечают нарушение походки и манипуляции с одной стороны. Характерная поза при спастической гемиплегии называется поза Вернике—Манна: больная рука приведена к груди, кисть сжата в кулак, предплечье повернуто вниз, поврежденная нога повернута кнутри, стопа вывернута вверх и кнаружи. В быту ребенок пользуется здоровой рукой: захватывает игрушки, предметы обихода, позже рисует и пишет. По мере роста у него формируются ложное укорочение пораженных конечностей, сколиоз и перекос таза.
3. Двойная гемиплегия. Двигательные расстройства проявляются парезом рук и ног. Руки страдают больше, чем ноги. Для двойной гемиплегии характерны выраженные нарушения психического и речевого развития, слабо поддающиеся лечению, а так же эпилепсия.
4. Атонически-астатическая форма. Для этой формы типичны мышечная гипотония (снижение тонуса мышц) уже с периода новорожденности и мышечная слабость. Ребенок не способен длительно удерживать позу, противостоящую силе тяжести. Значительно снижена спонтанная двигательная активность и нарушена координация. Двигательное, психическое и речевое развитие задержано.
Атактическая форма — более легкий вариант атонически-астатической формы. При общем снижении мышечного тонуса двигательное и речевое развитие задержано, интеллект чаще в пределах нормы. Дети начинают поздно ходить. Их походка с широко расставленными ногами, медленная, с размашистыми колебаниями туловища вперед-назад и из стороны в сторону. Захват игрушки неплавный, асимметричный.
5. Гиперкинетическая форма характеризуется нарушениями мышечного тонуса (повышение при движении, в покое мышечный тонус нормальный или несколько снижен) и наличием гиперкинезов.
Гиперкинезы - это избыточные непроизвольные хаотичные движения и позы, появляющиеся при попытке совершить какое-либо целенаправленное действие. Движения у ребенка получаются порывистыми, некоординироваными и неловкими. Гиперкинезы появляются после 6—8 месяцев, а полностью формируются к 2 годам. Во сне гиперкинезы исчезают, а при волнении усиливаются. Интеллект детей с гиперкинетической формой обычно не страдает, и даже более того, они порой обладают высокими умственными способностями и заканчивают высшие учебные заведения. Судорожные приступы встречаются значительно реже, чем при других формах ДЦП. Однако речь невнятна и невыразительна, типичны снижение слуха и нарушения зрения, особенно косоглазие.
6. Смешанные формы. На практике у большинства детей имеет место сочетание нескольких форм ДЦП, что принято называть смешанной формой. Например, спастика в ногах сочетается с атаксией или гиперкинезы — с гипертонусом. В таких случаях в диагнозе на первое место выносится преобладающий клинический синдром, например «ДЦП, спастико-атактическая форма», «ДЦП, двойная гемиплегия, гиперкинетический синдром».
Форма ДЦП выкристаллизовывается на первом году жизни и даже позже; однако двигательные нарушения можно (и нужно!) диагностировать как можно раньше, с первых месяцев жизни. Своевременная коррекция нарушений хоть и не излечивают полностью, но в какой-то мере облегчают тяжесть заболевания.
Лечение.
У детей с ДЦП уместнее говорить не о лечении, а о реабилитации (восстановительном лечении). Самая главная задача реабилитации ребенка с ДЦП – обучить его самым простым навыкам: сидеть, ползать, ходить, говорить, есть без посторонней помощи, и т д.. И здесь важна не только и не столько работа медиков и врачей, сколько колоссальные героические усилия со стороны родителей и их огромное желание в буквальном смысле слова поставить ребенка на ноги. Начинать реабилитацию нужно как можно быстрее, не мешкая, как только диагноз ДЦП установлен, и даже раньше, когда есть угроза развития ДЦП. Используются следующие направления в реабилитации:
· Двигательная реабилитация - ведущий метод в лечении ДЦП. К методам двигательной реабилитации относится массаж, методы Войта-терапии, Бобат-терапии, кондуктивной терапии, а также лечебная физкультура (ЛФК).
· Лечение физическими и природными факторами - физиотерапия. При ДЦП лечебным воздействием обладают различные ванны, импульсы электрического тока (для стимуляции мышц), магнитные поля, тепло и холод (для расслабления напряженных мышц).
· Лекарства наиболее эффективны в раннем периоде, когда гибель клеток еще можно приостановить. У детей старше года назначают витамины группы В, нейротрофические препараты (кортексин, церебролизин, актовегин и др), миорелаксанты (мидокалм, сирдалуд, баклофен), препараты ботулотоксина, а также другие средства.
· Работа с психологом, педагогом, логопедом-дефектологом.
· Ортопедическое лечение при наличии или угрозе развития тугоподвижности суставов (гипсование, специальные ортопедические приспособления, ортопедическая обувь, и др.).
· Существует еще масса методов реабилитации. Лечение проводится как в неврологических больницах и специализированных реабилитационных центрах, так и дома, каждый день в течение долгих-долгих лет.
Успех лечения зависит от степени поражения головного мозга у ребенка с ДЦП и от проводимой с ним работы - совместных усилий медиков и родителей. Чем раньше начато лечение, тем лучше его результаты, хотя полного восстановления двигательной функции удается добиться редко.